Вступивший в силу с 1 января 2011 года Закон Украины «О защите персональных данных» вызвал волну непонимания и недовольства со стороны предпринимателей и просто жителей и граждан Украины.
Все было вроде бы как всегда, и вдруг появилась срочная необходимость регистрировать какие-то базы персональных данных в каком-то ранее неизвестном и несуществовавшем государственном уполномоченном органе, стали даже пугать штрафами и ограниченными сроками, отведенными для выполнения этого требования.
Для того, чтобы разбираться в тонкостях любого вопроса, в том числе и вопроса о защите персональных данных, стоит понимать значение тех или иных терминов. Приведем определения основных терминов из первоисточника (официального сайта Верховной Рады Украины).
Итак.
Собственно, персональные данные – это сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.
Согласие субъекта персональных данных – добровольное волеизъявление физического лица (при условии его проинформированности) касательно предоставления разрешения на обработку его персональных данных в соответствии со сформулированной целью, выраженное в письменном виде или в виде, позволяющем сделать вывод о его предоставлении.
Вообщем-то, для того, чтобы понять суть вопроса защиты персональных данных, этих двух определений вполне достаточно. Желающие получить более подробные сведения могут ознакомиться с текстом первоисточника – Закона Украины «О защите персональных данных» (в оригинале – «Закон України «Про захист персональних даних» № 2297-VI від 01.06.2010 р.).
Но вернемся к затронутой теме. Исходя из определения понятия «персональне данные» простому обывателю, в целом, понятно, о чем речь: это фамилия, имя, отчество, серия, № паспорта, адрес места прописки и места жительства, телефонные номера, идентификационный код налогоплательщика (если таковой имеется) и пр. Кроме того, к персональным данным могут относится также: семейное положение, состояние здоровья, личные предпочтения, общественный статус, принадлежность к партиям и объединениям граждан, профсоюзам и т. д.
А вот с определением «согласия субъекта персональних данных» стоит разобраться более детально. Понятно, что согласие – это предоставление разрешения на обработку (из вышеупомянутого Закона следует, что просто систематизация и хранение – это уже обработка) персональних данных. Однако более любопытно дальше – «в соответствии со сформулированной целью». Это значит, что клиент салона красоты должен быть проинформирован о том, что собираются делать с его персональными данными, уже в момент, когда заполняет анкету, даже еще до подписи. А еще интереснее: «в письменном виде ИЛИ в виде, позволяющем сделать вывод о его предоставлении». Появляется вопрос, какой такой может быть вид предоставленного разрешения, кроме письменного, чтобы сомнений со стороны контролирующих органов не возникало? Ответа на этот вопрос сам Закон не дает. Однако со свойственной украинскому законодательству «разбросанностью» по различным нормативно-правовым актам одного и того же понятия, стоит предположить, что или уже есть, или в скором времени появится способ, кроме письменного, который убедит контролирующие органы в том, что персональные данные были даны добровольно и заветное разрешение все же имеется. Здесь, конечно, лучше спросить профессионального юриста.
В любом случае руководителю салона красоты важно понимать, что если он или его подчиненные собираются взаимодействовать с клиентом по собственной инициативе, а не по инициативе клиента, то вовсе не помешает маленькая анкета, заполненная клиентом с его данными и его подписью под ней. Только подпись должна стоять после ни к чему не обязывающей фразы, о которой говорим дальше.
Вот пример реальной анкеты подобного рода, которая используется в одной из торговых сетей Украины.
Дата заполнения Серия №
Фамилия
Имя
Отчество
Город
Улица
Дом
Квартира
Контактный телефон
Электронный адрес (e-mail)
Дата рождения
ВНИМАНИЕ
Заполнением и подписанием этой анкеты учасник дисконтной программы предоставляет согласие на использование и обработку его персональных данных, указанных в анкете, и данных о совершенных покупках при помощи дисконтной карты, Торговой Сетью «Х» или другими уполномоченными третьими лицами без ограничения по срокам и территории, с целью реализации дисконтной программы, создания новых программ для потребителей, изучения потребительского спроса, в рекламных, информационных и маркетинговых целях и предоставления каких-либо информационных материалов. Ответственность за достоверность и актуальность данных, указанных в анкете, несет лицо, которое ее заполнило. Участник дисконтной программы обязан до момента подписания и передачи анкеты ознакомиться со всеми правами субъектов персональных данных, предусмотренными ст.8 Закона Украины «О защите персональных данных». Подписание и передача заполненной анкеты подтверждает ознакомление участника дисконтной программы с правами субъектов персональных данных. Участниками дисконтной программы имеют право быть только физические лица, достигшие 18-летнего возраста, являются покупателями в понимании Закона Украины «О защите прав потребителей».
Подпись получателя дисконтной карты_____________________________________
Приведенный пример анкеты покупателя раскрывает главное в защите персональных данных – фразу, которая расположена сразу под таблицей и начинается со слова «Внимание». Примерно так и выглядит формулировка разрешения клиента салона красоты на обработку его персональных данных. Довольно удачно сформулирована цель использования персональных данных , что требуется Законом. Также имеется разъяснение о том, что передача подписанной анкеты производится только после ознакомления с правами субъекта персональных данных (т. е. клиента). И самое важное – форма анкеты – это ПИСЬМЕННОЕ разрешение, что также требуется Законом.
Салону красоты также не помешала бы подобного рода анкета. Для чего? Во-первых, в работе салон, как минимум, спрашивает имя клиента и его телефон. Это персональные данные. Во-вторых, когда речь идет о персональных данных, Закон обязывает иметь письменное разрешение человека, которому они принадлежат, на их хранение и обработку. В-третьих, иметь анкету клиента – очень выгодно.
В ней содержится максимум информации, которую человек сам готов передать салону красоты. Если вопросы в анкете сформулировать такие, на которые салону интересно знать ответ клиента, то это еще и качественная клиентская база, которая позволит в будущем работать с клиентом на более высоком уровне, зная его предпочтения и взгляды.
Многие скажут (и такое мы слышали не раз), что клиенты боятся оставлять заполненные анкеты в салоне красоты. Да. И они правы. Кто знает, куда могут попасть эти данные в дальнейшем. Однако они люди! И их можно грамотно замотивировать.
В рассмотренном примере торговая сеть предоставила клиенту взамен на персональные данные дисконтную карту, дающую право на скидку. Почему бы салону не последовать примеру. Разработайте простейшую программу лояльности (подробнее в статье «Народный гений не дремлет или премудрости поощрения клиентов») для Ваших клиентов – пусть это будет стандартная скидка, или бонусы, или их произвольная комбинация. Поверьте, как бы ни казалось, что это усложняет финансовое положение салона красоты, - это в действительности не так. Любая карточка – это во-первых, «имиджево» (при условии, что она имеет красивый брендовый дизайн в корпоративных цветах), во-вторых, лишний (читайте «дополнительный») повод вспомнить о салоне и прийти на обслуживание, в-третьих, программа лояльности привязывает клиента к Вашему салону, а не к соседнему (имея Вашу карту со скидками/бонусами, он к Вам и придет). Все это простая психология, лежащая на поверхности. А чтобы не терпеть убытки, просчитайте, какой процент/сумма скидки/бонуса и с какой периодичностью для салона красоты не в тягость.
Если последовать этим несложным рекомендациям, которые Вам абсолютно под силу, то и постоянных клиентов в салоне прибавится, и Закон «О защите персональных данных» будет не страшен, ведь все разрешения клиентов у вас на руках в письменном виде. Главное, придумать выгодную для всех программу и раздать красивые карточки Вашим клиентам за анкеты.
P.S.: Нельзя упускать из виду, что если к скидкам в Украине многие уже привыкли и научились их считать легко и быстро, то для корректного подсчета накопительных скидок и бонусов куда проще использовать программное обеспечение для салона красоты. Судите сами: если принято решение вести подсчеты вручную (на бумаге, на калькуляторе или в электронных таблицах), то шансов ошибиться в случае накопительной системы скидок или бонусной системы очень много. Можно допустить банальную ошибку, набирая цифры или выписывая их на бумагу, можно ошибочно разнести накопленную сумму на Иванова Ивана и Иванцова Ивана (для электронных таблиц это абсолютно разные люди, а в жизни могут быть одним человеком). Программа для салона красоты исключает такие досадные промахи благодаря реализованному в ней механизму подбора клиента из списка. То есть принцип таков: клиент вносится единожды, и каждый раз, когда оформляется его обслуживание, его легко выбрать из списка уже созданных клиентов. И что удобно – в 99 случаях из 100 выбор клиента безошибочный. Ни бумага, ни электронные таблицы такой статистикой похвастаться на сегодняшний день не могут.