Организация учета материалов в салоне красоты – одна из «вечных» тем. И дело даже не в том что мы не отваживаемся на ведение учета потому что это так сложно, это сложно именно потому, что мы на него не отваживаемся.
В далеком 2009 году на совещании в группе компаний владеющей, кроме прочего, четырьмя салонами красоты, 6 высокооплачиваемых сотрудников обсуждали организацию учета материалов при оказании парикмахерских услуг. Управленческого опыта работы у каждого из участников было достаточно: это и успешное построение и организация работы банков, и организация учета на предприятиях общественного питания, и уже более чем 6-летний опыт управления салонами красоты.
Как известно, в ресторанах обслуживание клиентов осуществляется по заранее разработанным рецептурам (технологическим картам). Т.е. прежде чем блюдо попадает в меню, шеф повар подготавливает проработки и составляет технологические карты, определяющие нормативный расход материалов, по которым осуществляется ценообразование, списание и контроль работы предприятия. Без контроля работы бара и кухни в общепите хищения исчисляются тысячами, если не десятками тысяч долларов в месяц.
К чему пришли участники совещания с директорами известной сети салонов красоты в Украине? В прошлом директор сети, а ныне уже 15 лет как практикующий консалтер убедительно обосновывала невозможность организации списания материалов, например, при окрашивании клиента – далее цитата практически дословно: «Понимаете, длина и густота волос у каждого клиента разная, списать фактическое количество краски, которая выдавливается из тюбика, невозможно – вот как вы ее посчитаете?». Мнение директора сети салонов красоты поддержали директора каждого из салонов красоты, упоминая услуги маникюра, стайлинг, и прочее, и прочее, поскольку рабочих вопросов много всегда и салонное направление было не единственным в бизнесе. На этом совещание завершилось и, соответственно, все последующие годы списание материалов проводилось, как и все предыдущие - раз в месяц по результатам инвентаризации. Т.е. раз в месяц пересчитывали наличие материалов в салоне и все, чего не хватало, списывали, предполагая что материалы ушли на обслуживание клиентов. Нужно ли уточнять, что в течении всех лет существования успешная сеть салонов красоты работала на дотациях из центрального офиса и переброске денег из салона в салон. Каждый раз при выплате зарплаты, собственники датировали бизнес, его доходность варьировалась в районе нуля, заработков хватало на закупку материалов и выплату зарплаты. К счастью, помещения некоторых салонов были в собственности, что обеспечивало определенную финансовую стабильность. Вероятно, читатель не удивлен услышать, что за прошедшие 20 лет сеть из трех салонов так и осталась сетью из трех салонов.
Настолько качественное управление и консалтинг возможны в условиях отсутствия информации и времени разбираться в вопросе. Возможно, вы уже догадались, как мог ответить на вопрос учета материалов, заинтересованный специалист. Если же вы еще не открыли салон и не погрузились в предмет, секрет раскрывается ниже.
Мы не осуждаем высокооплачиваемого директора сети салонов красоты и эксперта-консалтера - у каждого могут быть свои мотивы, возможно, кто-то ощущает себя в бизнесе «робин-гудом», возвращая изначально отобранные собственником доходы нуждающимся. Возможно, директор превозносит свою значимость, не подпуская никого к процессу контроля косметики, и самостоятельно занимается этим вопросом, вкладывая энергию не в развитие бизнеса. О реальных мотивах, вероятно, мы не узнаем, но определенным соблазнам директор салона подвержен.
Цель же организации работы на предприятии в том чтобы максимально оградить сотрудников от соблазнов и направить их энергию в русло получения максимальной прибыли.
Итак, имея неограниченные финансы, помещения в собственности, известную торговую марку, используемую по франшизе, чего-то не хватило для успешного развития бизнеса. Красивый бизнес превратился в бизнес сотрудников, обеспечивающий им зарплату и занятость.
Когда работаешь с топ-стилистами, директорами известных сетей, подобные истории не редкость. В зависимости от эмоциональной окраски часто приходится слышать, что «Неизвестно, сколько «пшиков» пойдет на стайлинг и, сколько грамм в «пшике», сосчитать невозможно», «учет косметики - это Абсурд», «учет по нормативам – полная Лажа», салон красоты - это искусство и т. п. Все это неудивительно слышать, когда ваш собеседник топ-стилист/арт-директор.
Эти и подобные заблуждения существуют либо по той причине, что «руководителей салонов красоты» все устраивает и они ничего не хотят менять, либо потому что они банально не знакомы со стандартами, утвержденными в далеком 1998 году и в силу различных причин не желают их применять.
Встречаются и противоположные примеры: замотивированные сотрудники после посещения популярных «школ директоров салонов красоты» берутся за работу, расписывая технологические карты процедур на страницы в Excel с высочайшей степенью детализации: встречаются примеры, когда расписывается все вплоть до спонжа, до ватной палочки стоимостью 0,0002 грн. Представляете, насколько нецелесообразна такая большая трата времени.
Вернемся к вопросам директора известной сети салонов красоты.
Оказывается, что различная длина волос не помеха учету, ведь стандарты, принятые в Украине, 25 лет назад, основываются на Европейской градации длины волос. Оказывается, что определить фактический расход каждого цвета краски на окрашивание очень просто, ведь мастер выдавливает краску, взвешивая ее на весах.
Все мы в своей жизни кому-то или чему-то доверяем. Окружающий мир за счет своего многообразия очень сложный. Не потому, что каждый из вопросов сложный сам по себе, а потому, что вопросов очень много.
Повезло, если открыв салон красоты, мы доверились наемному директору или консалтеру, и он, обладая достаточной квалификацией и энергией, работает в наших интересах за вознаграждение. Что, если не повезло? Финансовые риски остаются нам, а вознаграждение – специалисту, которому мы доверяли. Часто ли мы слышим, что салон красоты балансирует на грани минуса и нуля (а в реальности, часто - доплачивая деньги, ниже нуля – ведь если помещение, оборудование - собственность, то редко кто считает упущенную выгоду).
Чтобы, вложив деньги в красивый бизнес, воспользоваться открывающимися возможностями, а не растерять деньги на вознаграждение популярных экспертов, элитных маркетологов, директоров именитых салонов красоты и сетей салонов, вашему вниманию цикл материалов по стандартизации и учету.
В эпоху «deep fake» (от англ., дословно – «глубокая ложь»), эмоционального маркетинга и продаж понимаем, что все эти технологии применяются не только салоном красоты в отношении его клиентов, но и экспертами, коучами, маркетологами по отношению к собственникам салонного бизнеса.
Чтобы не терять время, не попадать в зависимость, а зарабатывать деньги и развивать любимое дело, начните с изучения базиса. Ибо без фундамента даже самое красивое здание непременно обрушивается намного быстрее такого же, но с фундаментом.