В сети можно встретить много текстов на тему конкуренции в сфере бьюти-бизнеса. Некоторые из них вызывают одобрение, некоторые отторжение. Но в целом большинство авторов сходятся в одном – конкурентом салону красоты может быть только салон красоты. Так ли это? Предлагаем задуматься...
Википедия дает общеизвестное определение конкуренции:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаться, стекаться, совпадать, соответствовать, равняться, быть равным) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, при единых правилах для всех её участников.
Многие коучи, бизнес-тренеры и, как сейчас модно говорить, менторы сходятся во мнении, что конкурент салона красоты – это салон красоты, оказывающий примерно аналогичные услуги по примерно аналогичным ценам. Некоторые еще добавляют, что конкурентом считается тот салон, который находится рядом территориально. Все это абсолютно справедливо. Но здесь, как часто бывает в узкоспециализированной профессиональной среде, взгляд эксперта несколько «замыленный». И вот почему.
Представим, что есть некая девушка от 20 до 35 (для примера). Назовем ее Елена. Доход позволяет Елене посещать салон красоты 2-3 раза в месяц. Она вполне может позволить себе окрашивание, маникюр, педикюр и любую косметологическую процедуру. Вроде бы все идеально, скажет большинство представителей индустрии красоты, Елена – прекрасный клиент для любого салона, практически мечта. Но...
Давайте порассуждаем чуть шире.
Елена крестила ребенка у подруги – парикмахера. Куда она пойдет делать окрашивание/ стрижку/ укладку? Правильно. Правильно и то. что надомники, или как сейчас принято говорить – «фрилансеры» - прямые и непобедимые конкуренты для салонов красоты. Однако фокус хотелось бы сосредоточить на более серьезной идее.
Для этого Елену поселим не в столице, и даже не в крупном городе – не в областном центре. Пусть она живет, к примеру в городе с населением 70 тысяч человек. Назовем его Городок. Жители Городка привыкли проводить свой досуг за шашлыками, в гостях у знакомых или в местных немногочисленных кафе. Их основные занятия: работа (когда повезло в жизни), огород (если повезло немного меньше), рыбалка/охота, рукоделие и т.п. – одним словом жизнь тихая, даже многим покажется, что скучная.
Такие реалии точно не стимулируют нашу Елену тратить свои кровные в салоне красоты. Вот и первая ситуация, в которой пусть и косвенно, но напрашивается вывод – конкуренты салона красоты «сидят» не только в бьюти-сфере. Они скрываются под вывесками «Кафе «Городок » (гриль и шащлыки на любой вкус)», «Магазин «Все для рыбалки (охоты)», «Магазин «Вяжем/Шьем и порем». И да простят все представители таких нужных в небольших городах и поселках бизнесов, но именно они украли у нас клиентку Елену. Потому что для того, чтобы заманить ее в салон красоты, нам нужно будет взлелеять любовь к себе у всего женского населения Городка, а это задача не для всякого рекламного бюджета.
Конечно, читатель может возмутиться и возразить, мол, а в больших-то городах все иначе. Да. В больших городах все еще опаснее. Потому что здесь к перечисленным выше «милым ленивым хобби» добавляются еще упомянутые прямые конкуренты (они же наши коллеги), но и это еще не все.
Только вообразите, если Елена, переехав в столицу, вдруг понимает, что больше не хочет выглядеть как раньше и хочет победить на конкурсе фитнес-бикини... Она идет в фитнес-клуб. О ужас, ее деньги ушли в качалку(( А если она начинает копить на пластику, и несет накопленное медикам? Или вдруг она не изменяет своим привычкам даже в столице, и продолжает носить деньги в кафе/рестораны, супермаркеты, отдает их в магазины по интересам или тратит на разного рода курсы для любителей рукоделия...
Именно поэтому хочется отметить, что задумав анализ конкуренции, если вы открываете салон красоты или только мечтаете об этом, пожалуйста, не забывайте подумать и о таких сценариях тоже. Это очень поможет даже на этапе продумывания уникального торгового предложения, позволит лучше понять, кто они – ваши «Елены» - и как им обьснить, что свои деньги эффективно тратить лучше всего именно в вашем салоне красоты.
Независимо от того, где принято решение начать бьюти-бизнес, помочь сделать классный «фишечный» салон красоты может только знание своего клиента. Это знание достигается в тот момент, когда появляется уверенный ответ на вопрос: «Кто мой клиент?» Но как это понять – тема обьемная, достойная отдельного цикла статей. Главное, что теперь мы предупреждены, что не только прямой конкурент по отрасли – тот «серый волк», которого нужно остерегаться, но изучать, но и все, кто может заинтересовать нашего клиента быстрее, чем наш салон красоты.
И в конце-концов, как насчет идеи – победить праздность в регионах и стать всеукраинской сетью салонов красоты по-настоящему, а не только сетью столицы и миллионников?..